Новости

Самое интересное из жизни узнать в этой жизни

Иван-царевич, Иван-дурак и прочие королевичи, богатыри и добры молодцы в тридевятое царство отправляются не иначе, как через избушку на курьих ножках. Ну, ту, что нужно повернуть к лесу задом, а к себе передом.

А в избушке – Баба Яга, костяная нога. Добра молодца учует, накормит, напоит, спать уложит, клубочек волшебный даст. Но кто она, эта добрая дарительница? И почему витязя не видит, а чует?

А бабушка-то непростая

Не видит, потому что он живой. А Баба Яга — это наш ответ загнивающему греческому Хирону. И Тридевятое царство – не просто точка на географической карте. Это царство мёртвых, потому там клубочки волшебные дорогу указывают, Кощеи живут да животные разговаривают. В нашем-то мире с магией перебои: то манны колдунам не завезут, то силы природы покоряться не хотят.

Другое дело – загробный мир. Вот там-то чудеса в решете. И именно туда пускает привратник – суровая Баба Яга, одной ногой живущая в нашем, реальном мире, а другой – в мире саванов и погребальных обрядов. Да и таможня ей под стать.

Избушка на курьих ножках

Как и дом её

Никогда не задумывались, почему избушка на курьих ножках? Почему ножки эти не «куриные», а именно «курьи»?

Да просто потому, что к курам никакого отношения они не имеют. Название пошло от северных славянских племён, где «курья избушка» — это морг. Представьте – вы живёте в очень суровых широтах. И в середине суровой зимы умирает ваш соплеменник. Что с ним делать?

Похоронить в земле не получится, она промёрзла. Сжигать – переводить ценный дровяной ресурс. Оставлять в доме разлагаться тоже нельзя. Вот и придумали – складировали всех покойников в избушке в лесу. А чтобы любимый дядюшка не стал кормом для волков и шатунов, избу строили на высоких сваях. Сваи эти периодически окуривались дымом. Вот и получается – «курьи ножки».

А Баба Яга души умерших на тот свет переправляет и дорогу показывает. Что же до царевичей… То они умирают. В лучшем и ритуальном смысле этого слова. Добрая бабушка в смешной избушке справляет по ним тризну («кормит и поит»), омывает тело перед захоронением («в баньке парит») и хоронит («спать укладывает»). И после этого очень даже отчётливо витязей видеть начинает и приступает к должностным обязанностям – рассказывает, где Кощей живёт да кого добрый молодец по пути встретить может.

Притом царевичи-то счастливчики. Обычным людям из мира мёртвых обратно ходу нет. Живи в царстве да радуйся чудесам его. А им – есть. Они возвращаются обратно, победив Кощея, с любимой Василисой и переходят из мира мёртвых обратно, на немагическую и живую сторону бытия.

Смотреть источник